Список форумов Перово-спелео Перово-спелео
Сайт спелеоклуба Перово
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Подготовка к проведению спелеошколы 2013-2014 года

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Перово-спелео -> Основной Спелео Форум
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Макароныч



Зарегистрирован: 07.06.2007
Сообщения: 456
Откуда: Москва, Перово

СообщениеДобавлено: Сб 29 Июн, 2013 23:05    Заголовок сообщения: Подготовка к проведению спелеошколы 2013-2014 года Ответить с цитатой

Как вы знаете, в этом году мы решили не только провести новый набор учеников в спелеошколу, но и вывести качество преподавания на новый уровень. В связи с этим есть ряд вопросов, которые мы хотим вынести на совместное обсуждение. Вам предлагается в период до четверга (04.07.2013) прочесть эти вопросы и дать свои комментарии. На встрече клуба в четверг мы все вместе подведём итоги.

Вопросы:

1. Обсуждаем график занятий:
a. Как вы считаете, нужно ли изменить порядок проведения занятий? (текущая версия расписания занятий приложена)
b. Какие интересные темы для лекций вы можете предложить на период обучения после зимней экспедиции?
c. Как вы считаете стоит ли семинар по доврачебной медицинской помощи проводить до зимней экспедиции?

2. До начала обучения необходимо определиться не только с педагогическим составом, но и с конспектами лекций.
a. Кто готов участвовать в учебном процессе в качестве инструкторов и лекторов?
b. Если вы готовы читать лекции, то какие темы вам наиболее интересны? Возможно, у кого-то есть исключительные знания в той или иной области.
c. Также, если вы не хотите читать лекции лично, но готовы помочь в подготовке материала по той или иной теме, то пишите по какой. Помощь эксперта всегда полезна и востребована.
d. Хочу сразу пояснить, что при подготовке к каждой лекции, будет составляться конспект этой лекции. Это необходимо для того чтобы сделать сами лекции интересней, а работу лектора проще. Конспект лекции всегда будет готовиться лектором при помощи методиста (кто будет выступать в роли методиста ещё обсудим). Работа в паре обусловлена тем, что так проще готовиться и всегда есть на ком протестировать качество подготовленного материала.
e. Если вы хотите быть инструктором на тренировках по SRT, то готовы ли вы тратить каждое воскресенье на проведение тренировки? Если нет, по какому графику готовы?

3. По материальному обеспечению школы:
a. Планируется довести число школьных комплектов до 6 штук, возможно больше. Поэтому, если у вас завалялись пригодные для использования, но не нужные вам самохваты, обвязки и прочее, то приносите! Нам пригодится.
b. Планируется раздать школьникам по небольшому куску веревки, для практики узлов в домашних условиях. Стоимость компенсируем за счёт взносов школьников.
c. Есть ли у вас идеи по подготовке методических материалов по разным темам? (от плаката, до методички)
d. Возможно, у вас появятся идеи деловых игр или семинаров по разным темам.

4. Организация тренировок:
a. Как базу для занятий оставляем вышки МГУ? Какие еще варианты?
b. Как вы считаете, на первом этапе обучения нагрузка в 2 ученика на инструктора это нормально?
c. При наличии большого числа школьников проще организовать тренировку в 2 смены? Или разными группами? (речь идёт о первом этапе тренировок)

5. Объявление о наборе в школу.
a. Начинаем распространять объявления в интернете и реале уже сейчас, летом
b. Объявление готовим в ближайшую неделю. Ответственная – Ольга Дружинина.

6. Предлагайте варианты и формы обучения для второго года обучения.

Написано совместно Григорием Саневичем и Ольгой Дружининой.


Последний раз редактировалось: Макароныч (Вс 01 Сен, 2013 15:40), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
pystota



Зарегистрирован: 09.07.2012
Сообщения: 78
Откуда: из пещеры

СообщениеДобавлено: Пн 01 Июл, 2013 12:57    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ох как много всего... ну ладно, попробую осилить.

Для начала только по расписанию, а точнее по составу занятий.
1. "История развития вертикальной техники SRT". Непонятно, почему такое пристальное внимание к SRT. Это всего лишь один из методов перемещения по пещере. Может логичнее было бы рассказать об истории спелеологии в целом? Разумеется, и об SRT в рамках этого рассказать стоит, но как об одном из аспектов.
2. Вызывает сомнение целесообразность лекции "Топография. Работа с компасом и картой." У нас ориентирование сводится к дороге от машины до лагеря на заброске, которую обычно показывает человек, кто там уже был. Тема важная, но в нашем случае неактуальная. Я уже молчу про то, что сейчас GPS и треки по нужному району найти проще, чем бумажную карту.
3. 14-15 или 21-22 сентября предлагаю устроить выездную тренировку в Подольске на гидроузле. Раз предлагаю, то и организацию беру на себя. В рамках этого можно провести не оторванные от реальности лекции "Общетуристическое снаряжение." и "Снаряжение спелеолога.". Думаю, эти темы из разряда "лучше 1 раз увидеть". Каждый сможет посмотреть, что такое палатка, поспать в спальнике, разжечь примус, а также 2 дня подряд походит по навеске.
4. "Зачет. Топо. Узлы". Не понял, что понимается под словом "топо", особенно в этой связке. Зачёт по наземной бумажной картографии?
5. Непосредственно после рассказа о "специфических условиях пребывания спелеолога в пещере" целесообразно того самого спелеолога в эти условия и поместить. Для этого предлагаю одобрить организацию мной подземного выхода с вечера ближайшей пятницы по вечер воскресенья. После этого выезда также отпадёт тема лекции "Техника передвижения по пещере." От семинара в условиях подземли по этой теме толку будет несоизмеримо больше, чем от распоров лектора между письменным столом и доской.
6. Далее, из расчёта, что топосъёмку читаю я, а также провожу занятие по ней в каменоломнях. "Разбор топосъемки". Целесообразность выносить это на отдельное занятие нулевая. Полную обработку замеренного и наложение этого на некий эталон с исправлением ошибок я могу выполнить на месте, непосредственно в день проведения семинара.
7. По поводу числа топосъёмочных выходов (их заложено 2). Чтобы получить общее представление о топосъёмке "по классике", рулеткой и компасом, а также опробовать метод на практике достаточно одного выхода. Для понимания принципа считаю это обязательным. Чтобы сделать из человека нормального топосъёмщика, нужно выезда 4. Для инженеров, геодезистов и ITшников возможно удастся и за 3. У многих, нормально снимать вообще не получится, многим не захочется. Поэтому лучше общий топосъёмочный выход сделать единственным. Затем можно провести для желающих ещё несколько топосъёмочных выездов. Можно также провести отдельную лекцию "топосъёмка advanced". Опять же, не для всех, всем она не нужна. В частности, особое внимание на ней можно уделить программным комплексам обработки топосъёмки.
8. Если уделить внимание перечисленным выше замечаниям, освобождается по меньшей мере 4 лекционных занятия. Их я предлагаю посвятить темам вроде "теория карстовых процессов", "подземная гидрология" и т.п., а также упомянутой в заглавном посте ПМП (при наличии квалифицированного лектора, в идеале какого-нибудь врача скорой помощи). По вопросам научных лекций всяко придётся тормошить Алексея Юрьича и пытаться пригласить кого-нибудь со стороны.
9. Сейчас в расписании максимально практические темы все сдвинуты в начало. Если таки решить разбавлять расписание "наукой", то такая полярность расписания станет ещё ярче. Лучше будет, если более прикладные лекции будут чередоваться с рафинированной теорией. Если рассказ про свойства верёвки, например, лучше поставить в начало, то топосъёмку лучше передвинуть на ноябрь. Практический топосъёмочный выход удобнее делать, когда на улице будет уже достаточно гадко, а ещё лучше вообще зима.
10. Как добавление к моему пункту 3. В октябре у меня выходные пока свободны. Если будет хорошая погода, также могу делать выездные тренировки. Возможен и уже обкатан вариант, когда организаторы приезжают на 2 суток, а часть народа приезжает без ночёвок потренироваться несколько часов. Как вариант, зарезервировать под это место в расписании и в случае плохой погоды просто заменить СРТ походом в каменоломню.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
pystota



Зарегистрирован: 09.07.2012
Сообщения: 78
Откуда: из пещеры

СообщениеДобавлено: Пн 01 Июл, 2013 14:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Теперь по вопроснику.

1. a) Считаю, что нужно.
b) Предложение интересных тем зависит от того, какой подход мы выбираем. Если считаем, что лекцию по некой теме должен читать специалист по данной теме, тогда в первую очередь нужно трясти всяких умных-седовласых (в том числе и со стороны), что конкретно они могли бы рассказать. Если удовлетворяемся вариантом, когда кто-то читает статью и делает по ней доклад, тогда могу покопаться в своих архивах и подобрать что-нибудь. Давно уже валяется очень много неразобранных статей по теме спелеологии.
c) По возможности да, см. предыдущий пост.

2. a) Я готов! Но это не значит, что в любой момент. Почти всегда, если занят, знаю об этом задолго. Когда-то могу скорректировать свои планы, подстраиваясь под школу.
b) Подробно уже говорил выше. Во-первых топосъёмка, могу совмещённо с выездами рассказать про личное снаряжение спелеолога, общетуристическую снарягу. Также, могу прочитать подробную лекцию про освещение. Это имеет смысл делать только в условиях каменоломни, совмещённо с ПВД.
c) Готовить материалы для других лекторов готов разве что на уровне помощи в поиске дополнительных статей по теме. Или в режиме ответов на мелкие вопросы.
d) С реализацией этого на практике у меня 100% будут трудности. Думается, не только у меня. Такой подход очень трудоёмкий, не уверен, что потянем. Но если получится, почему бы и нет.
e) На выходных готов заниматься только мероприятиями "на природе" за МКАДом. Даты уже писал, повторю: 14-15, 21-22 сентября, в октябре и далее пока планов нет. Либо выездные тренировки СРТ, либо каменоломни. На вышках МГУ в субботу и воскресенье моё появление маловероятно.

3. a) отл.
b) Вообще, в кладовке много кусков невменяемой длины, метра по 4 эдак. Может лучше так извлечь из них последнюю пользу?
c) Идей пока нет, может позже будут. Возможно, чью-то идею развить смогу. Работать готов только с хорошо знакомой темой.
d) "Деловые игры", имхо, редкостное убожество. Радикально нового как-то ничего не придумывается, но часть лекций, как уже писал, считаю нужным приблизить по формату к семинару.

4. a) Вышки во многом неудобны. Идеально было бы найти некий недострой в шаговой доступности от метро. На холодное время года идеальным был бы спортзал или скалодром. Недострой мне пока найти не удалось, спортзал не только трудно найти, но и дорого. Если ничего такого не найдётся, то альтернативы вышкам я не вижу. При всех своих отрицательных моментах, расположение у них прекрасное.
b) Думаю, нормально или нет, а действовать на каждой тренировке придётся по обстоятельствам всё равно. Лично я с двумя обычно полноценно справляюсь, но здорово выматываюсь в таком случае.
c) Можно решать эту проблему по мере её появления. Попробовать и понять, получается или нет тренировка в 2 смены.

5. Отлично, что заранее - отлично вдвойне.

6. Предлагаю форму обучения - самообразование)) Если конкретнее, то соображения такие. Базовый курс лекций нужен всем, это основные знания, нужные спелеологу. Дальше, после накопления некоторого опыта и схода первой эйфории "вау! пыщера!" обычно происходит смещение интересов человека в какую-то более узкую область типа восхождений, спелеодайвинга, соревнований по спелеотехнике, лопатизму, топосъёмке, серьёзной спелеофотографии и перечислять можно ещё долго. Здесь групповые занятия уже не вариант. Гораздо лучше будет, если человек будет осваивать новые знания, умения и навыки потихоньку занимаясь избранным делом, читая статьи и форумы, консультируясь у отдельных людей, знакомых с темой. Тем лекций можно напридумывать много, но интересны они будут единицам, а впихнуть в лекцию можно будет только ликбез.

Этот и предыдущий мой пост - всего лишь мои соображения. Если ни одна из этих идей в окончательный вариант плана занятий не войдёт, не страшно. Но обсудить, имхо, есть что.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Олег



Зарегистрирован: 18.01.2011
Сообщения: 35

СообщениеДобавлено: Пн 01 Июл, 2013 21:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зимой 1979/80 годов была проведена последняя школа МГСС первого года обучения.
Думаю интересно сравнить сегодняшнее расписание занятий с темами лекций прошлого века.
1. Развитие спелеотуризма в СССР. В.В. Илюхин.
2. Пещеры Мира. В.Э. Киселев.
3. Открытия в пещерах. О.К. Васильев.
4. Снаряжение спелеотуриста. Е.К. Мухин.
5. Подземная топография. М.А. Бурлешин.
6. Страховка и самостраховка в пещерах. О.В. Падалко.
7. Безопасность на подходах к пещерам. А.Е. Петров.
8. Физическая подготовка спелеотуриста. А.П. Ефремов.
9. Описание пещер. Лектор ?
10. Опасности в пещерах: объективные и субъективные. В.Д. Фурман.
11. Медицина в спелетуризме. Лектор ?
12. Организация и проведение мероприятий по спелеотуризму. В.А. Кучин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zvezda_Adelaida



Зарегистрирован: 26.10.2012
Сообщения: 8
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн 01 Июл, 2013 22:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Олег, спасибо! Было занятно прочесть.

Лёша, спасибо за замечания. Здорово видеть, что то, что ты делаешь интересно окружающим.
Если ты не против, то давай каждый из нас попробует подготовить тезисное описание своих идей, связанных с обучением и небольшое обоснование к каждому тезису, что-то типа: "это полезно потому, что.."

Я надеюсь, что в четверг будут все заинтересованные и мы сможем всё обсудить.

Собственно свои тезисы можно публиковать здесь. Это касается всех желающих. Если успеваете написать раньше, чем к четвергу или, если по каким-то причинам не можете придти в четверг, но хотите поучаствовать.
_________________
Пренебречь, вальсируем!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
pystota



Зарегистрирован: 09.07.2012
Сообщения: 78
Откуда: из пещеры

СообщениеДобавлено: Вт 02 Июл, 2013 9:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Zvezda_Adelaida
Да-да-да, я примерно так себе это и представлял! Сейчас основные мысли набросать, а в четверг подробнее обсудить. Если землетрясений и сильных снегопадов не случится, обязательно буду.
Очень круто, что в этом году расписанием занимается более одного человека. В том году и обсуждать то толком было некому.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Олег



Зарегистрирован: 18.01.2011
Сообщения: 35

СообщениеДобавлено: Ср 03 Июл, 2013 13:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ещё пару слов о последней школы МГСС, которой я был слушателем. Чему тогда учила илюхинская школа?
Самое важное - безопасность. Большая часть лекций и практических занятий были направлены на то, чтобы новичок не угробился сам в пещере или на подходах.
На втором месте продуктивная работа спелеосекции. Почти все лекторы показывали, что спелеология очень увлекательная игра по формуле: спелеология = спорт + наука. Если по этой формуле строится работа секции, вырабатывается стратегия и тактика, результаты будут. Отклонения от этой формулы приводят к неэффективной работе спелеолога или спелеосекции. Под эффективностью тогда понималось открытие и исследование новых карстовых районов, также и первопрохождения в известных пещерах. Особое внимание обращалось на достижение рекордных показателей в пещерах: глубина, длина.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макароныч



Зарегистрирован: 07.06.2007
Сообщения: 456
Откуда: Москва, Перово

СообщениеДобавлено: Ср 03 Июл, 2013 18:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, Олег, за твои замечания.
Будут еще какие соображения по теме - пиши обязательно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
pystota



Зарегистрирован: 09.07.2012
Сообщения: 78
Откуда: из пещеры

СообщениеДобавлено: Вт 09 Июл, 2013 17:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В прошлый четверг была попытка обсуждения расписания. Мы с Олей (а это все, кто участвовал в обсуждении) пока составили такой вариант (см. прилоожение). Это не окончательная версия, можно её править, урезать и дополнять. В следующий четверг (11 июля) есть желание провести в клубе обсуждение не тольво вдвоём. Даже если таким образом вам поучаствовать не хочется или не можется, то можно просто прокомментировать текущую версию расписания. Также на все лекции с неопределённым лектором ищутся добровольцы!
Спелеошкола 2013-2014 v2.0.xls
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Макароныч



Зарегистрирован: 07.06.2007
Сообщения: 456
Откуда: Москва, Перово

СообщениеДобавлено: Чт 11 Июл, 2013 0:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сегодня был в центрально городском клубе, разговаривал с представителем кадровой комиссии.
Нам готовы пойти навстречу и зарегистрировать школу.
В конце августа- начале сентября мы представляем программу и расписание спелеошколы базового уровня.
Параллельно легализуем фактический опыт инструкторов-стажеров, преподающих в нашей школе (не ниже 3р). Прочие желающие также могут легализовать свой опыт.
В конце сентября необходимо будет сдать инструкторский экзамен и после этого наша школа приобретет официальный статус.

В октябре надо будет провести промежуточный зачет - это нам будет нужно для отчета по субсидии. Еще один зачет, возможно, потребуется в декабре.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Макароныч



Зарегистрирован: 07.06.2007
Сообщения: 456
Откуда: Москва, Перово

СообщениеДобавлено: Чт 11 Июл, 2013 10:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кроме инструкторского экзамена - обязательно стажировка в школе и написанеие не менее двух методических разработок.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Макароныч



Зарегистрирован: 07.06.2007
Сообщения: 456
Откуда: Москва, Перово

СообщениеДобавлено: Пн 15 Июл, 2013 9:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ссылка для скачивания и распечатывания объявления о наборе в школу
http://www.perovo-speleo.ru/school/school_13_sticker.jpg
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Перово-спелео -> Основной Спелео Форум Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB