Rambler's Top100


   Наш адрес:
   111401, Москва,
   ул. Металлургов, 5
   тел. (095) 306-3273
   по четвергам с 19.00
   info@perovo-speleo.ru
   Схема проезда.

   Speleo-flash --»

   Screensavers
   & wallpapers --»

    Наши друзья:

   АльТуризм
  
  
  
  

    Счетчики:

   Экстремальный портал VVV.RU
  
   Rambler's Top100
  
  МИР ПУТЕШЕСТВИЙ и ПРИКЛЮЧЕНИЙ
О клубе (About) Спелео новости (Speleo News) Наши спелео экспедиции (Our speleo expeditions) Пещеры (Caves) Спелеобиблиотека (Library) Спелео ссылки (Speleo links) Спелео форум (Speleo phorum) Фотогалерея (Speleo photos)
Арабика - 1989
Дневник Владимира Киселева

Предисловие
        Эта история имеет давнее начало, пожалуй с момента открытия пещера Перовская (она же "Дружбы народов" и имени Владимира Илюхина). Постепенно исследование пещеры, начатое в 1980 г, завершилось в 1987 г прохождением трех и частично четвертого сифонов (см. дневники). Но работа на глубине 1240 м шла уже на пределе возможностей, о чем свидетельствовало большое количество ЧП. Стало ясно, что надо менять стиль работы и по-другому планировать погружения. 1988 год стал для меня годом отдыха от Арабики благодаря загранкомандировкам. Команда наших коллег из Польши сделала в июле навеску SRT, значительно облегчив нам освоение этой техники в пещере. Поляки показали и образцы скорости передвижения по пещере, совершая 10-12-тичасовые выходы с поверхности до сифона и обратно.
      Год активной подготовки (1988 г.) дал возможность и исправить огрешности предыдущей экспедиции, оставившей в пещере множество снаряжения. В письме, полученном из Бельгии от группы льежских спелеологов, предлагалось в порядке обмена опытом и группами помочь в проведении очередной экспедиции в систему им. В. Илюхина. После многих перипетий (см. дневник "Бельгия-89") этой идее суждено было сбыться. Как проходила экспедиция мы узнаем из этого дневника.

     8 июля 1989г, суббота
     Сегодня прилетают четверо бельгийцев из тех 10-ти, что принимают участие в экспедиции. Так и не успев "разгребсти" все накопившееся дела, с утра заезжаю в Интурист, чтобы выкупить билеты второй команде, а также произвести замену в других группах "Полярэкса". Все сделать не удается, и приходится перепоручить это Татьяне. Заехав к "Деду" в гараж, загружаюсь в забронированный для меня автобус, на котором и еду в Шереметьево-2. Здесь встречаемся с Татьяной Диваковой и Илюшей, которого сопровождает девушка Инна. Наш приезд преждевременен - рейс 232 из Брюсселя задерживается на 1,5 часа. Но и это время проходит. Пытаемся разглядеть за барьером таможни знакомые лица, но это не удается. Вроде бы все уже получили багаж. А что, если ребята не прибыли - ведь от них уже 2 месяца нет вестей, а дозвониться до Патрика мне не удалось. Ведь вся экспедиция строиться на бельгийской веревке для SRT. Конец всем планам? Наконец, мелькает лицо Жака, и мы долго ждем появления наших друзей. Гора рюкзаков и всего 3 человека. Выясняется, что Дидье Пирон не смог приехать из-за работы. После часа розысков водителя садимся в автобус и едем в Ясенево. Торжественный ужин не может омрачить даже разлитая бутылка шампанского, которая в добавок со скоростью реактивной ракеты врезается мне в ногу. До часа ночи смотрим слайды, после чего Пьер роняет проектор на пол (случайно, конечно). С вечера договариваемся с Лешей Арчаковым и Сергеем Белоусовым о прогулке по Москве на их машинах.

     9 июля 1989г, воскресенье
      Приехавший с утра на своем разваливающемся "Москвиче", Леха загружает всех нас вместе с излишками снаряжения - их надо везти в клуб. Жак и я вскоре выходим, чтобы добраться до "Жигулей" Белоусова - нам предстоит поездка в грузовой аэропорт Шереметьево. У ребят еще 230 кг груза "карго", перевоз которого обошелся в одну тысячу долларов. Зал аэропорта пуст - сегодня нету представителей организаций. Мы быстро оформляем выписанные на Жака документы. Хорошо, что я с утра успел отпечатать письмо от "Полярэкса" - оно тоже пригодилось. Беглый осмотр груза - мы даже не вскрываем ящики, где, кстати, лежат 4 баллона, забитых под 250 (*1) атм! Перегружаем все к Сергею в машину и, уклонившись от таможенной пошлины (15 руб), едем в Перово, в клуб. Здесь уже лежит гора снаряжения, которая сегодня вечером поедет в поезде до Гантиади.
              В 1500 мы обедаем у Ильи, а пока есть время, показываем Жаку Кремль и Ленинские горы. Ребята, Пьер и Томас, совершают с Лешей и Таней Диваковой аналогичный маршрут, дополненный Арбатом. У Илюши отбираем подводное снаряжение, которое он еще не подготовил (!) и, отправив ребят с Сергеем, в Ясенево - они тоже устали, едем с Лехой и Ильей в Перово. Там на посту один лишь Володя Петров. Леха, загрузившись снаряжением, увозит Володю на Курский в качестве сторожа, а сам, взяв прицеп, за два раза перевозит оставшийся груз на Курский. С последним рейсом едем и мы. Почти весь груз уже под перроном в ожидании поезда. Народу немало, но груза еще больше. Поезд подают лишь за 10 минут, но этого достаточно, чтобы загрузиться. Выпрыгиваю из уже тронувшегося состава. Сдав 3 билета (кто-то не поехал) и набив сумки кучей нужных мне вещей (обвязки, майки, вымпелы…), едем с Лехой на Фрунзенскую, к Семеновым. Здесь я добираю фото и возвращаюсь в Ясенево уже во втором часу ночи. Быстро допаковав рюкзак, проваливаюсь в сон. Ребята уже спят. Отец приехал, чтобы отвезти нас во Внуково. Опять удается поспать всего 3 часа.
 

*1 - Обычные советские баллоны рассчитаны на давление 150 или 200 атм.

       10 июля 1989г, понедельник
      Ранний подъем и завтрак. Нас с Жаком отец отвозит к Юго-Западной, откуда мы доезжаем на автобусе до Внуково. Степан (*2) уже здесь - он полетит по билету Дидье - вчерашние перевозки не дали ему возможность самому уехать. Оформив билеты, проходим спецконтроль и грузимся в Ил-86. Два часа полета-сна и мы в жарком Сочи. Пока я мечусь в поисках встречающих, они сами находят ребят. На двух "Жигулях" - Володи Кулибаченко и "Диониса" мчимся в Гантиади, к Ардашу. Здесь я бросаю ребят, а сам отправляюсь в Сочинское ГО решать вопросы прописки. День дождливый. Следующий визит в Адлерскую лабораторию к Резвану. Вернувшись в Гантиади, застаю уже "теплых" ребят в обществе двух усть-каменогорцев - Юры Берсенегева и Сергея - они уже 3 дня как на побережье. Помогаю им справиться с очередным графином вина. В сумерках идем на побережье, в лагерь казахстанцев. Купание в море, сидение у костра, позднее возвращение. Ардаш уже договорился насчет машины.
 

*2 - Алексей Арчаков

       11 июля 1989г, вторник
      С утра поднимаемся на бетонном полу, где мы спим на ковриках в спальниках. Иду в соседний пионерлагерь, с водителем из которого уговорился Ардаш. Осматриваю "Татру", на которой мы поедем сегодня в горы. Водитель Дима - молдаванин, прикомандированный сюда из Нового Уренгоя. Договариваемся на 1300 - поезд с ребятами должен прибыть в 12 часов. Приехав на вокзал на "козлике" Ардаша, выясняем, что поезд опаздывает почти на 2 часа. Поев мороженного и запив его разбавленным пивом, ждем поезд №51. Наконец появляется шестой вагон, из которого выпрыгивают люди с рюкзаками. Через 2 дверей и окна идет разгрузка. Рук не хватает. Поезд уже трогается, а у нас еще не все выкинуто. Рвем стоп-кран. Еще пара минут - и поезд можно отпускать. Гора ящиков, коробок, мешков, баллонов медленно перемещается под навес вокзала. Дождавшись автобуса, едем со Степаном за "Татрой". Дима уже истомился, ожидая нас. Загрузив рюкзаки у Ардаша, едем на заправку. Залив в 2 канистры 76-ой бензин, обнаруживаем, что двадцатилитровая канистра протекает. На вокзале передаем ее усть-каменогорцам. Загрузив все в огромный кузов, едем до поворота на Ачмарду, где подсаживаются остальные "бойцы".Дима впервые едет по этой дороге и мы с Мишей Дякиным показываем ему повороты. Останавливаемся в Гачиари, где мы забираем 2 баллона с газом, попутно выяснив, что в прошлом году газовщику не оставили пустых. Приходится дать в залог 50 руб. Времени уже немало и мы торопимся вперед. "Татра" очень маневренная машина, хорошо вписывается в повороты. Дима рассказывает о работе в Тюмени, мы - о горах и пещерах. Ребята в кузове только успевают пригибаться от мокрых веток. Вторая остановка - в Гюзле, у источника. Потом мы уже без остановки едем до конца дороги, обгоняя "ГАЗон" со знакомыми пастухами с Орто-Балагана. Дима впервые в горах и его охватывает легкая эйфория. Фотографирую его на память на фоне заснеженных хребтов. Мы пытаемся въехать на последний бугор, но "Татра" буксует, выбрасывая столб черного дыма. Разгружаем машину и, перекусив, торопим Диму с возвращением - уже 1930.
      Нам же предстоит забросить на плато часть груза и поставить лагерь. У сваленной на камне горы снаряжения остаются палатки пятерых усть-каменогорцев - они вызвались помочь на заброске.
      За 45 минут добегаем с Лехой на плато. Бросаем рюкзаки на месте прошлогодней экспедиции - на плече перевала. Идем смотреть на вход в Перовскую - он под табличку засыпан снегом. Неужели придется раскапывать? Подходят трое бельгийцев. Еще раз осмотрев засыпанную снегом воронку, обнаруживаем рантклюф - протаявшую сбоку трещину, по которой проходим без фонаря до того места, где нужен свет. Похоже, что можно обойтись без раскопок. Я вместе с Томасом заселяюсь в "Mareshall". Времени еще не очень много - темнеет в 2230, но переноску груза откладываем на завтра.

     12 июля 1989г, среда
      Просыпаюсь в 7 часов. Светает. Холодный ветер грозит дождем. Вместо завтрака - легкий перекус. Забыв взять плащ, иду на первую ходку. По дороге начинается дождь, быстро наполняющий водой мою рваную куртку. едва успеваю забраться в палатку к усть-каменогорцам, дождь усиливается. Пережидаем еще с полчаса. Подходят все новые "шерпы". Загрузившись, начинаем неторопливый подъем. погода не жаркая, временами идет дождь. Проклинаю свою забывчивость. Вторую ходку совершаю уже в плаще и с куском полиэтилена. На этот раз я схватил пару тяжелых коробок и 3 раза присаживаюсь на отдых. В лагере уже готов обед, после которого резко бросает в сон. Если добавить, что в это время поливает сильный дождь, и никто не высовывает носа из палаток, такое поведение не кажется вызывающим. Вечером совершаем еще пару ходок. Те, кто сходил три раза, завтра пойдут еще. На вечернем совете определяем первую подземную группу на завтра. Это Жак, Пьер и Миша Харитонов со Степаном. Мы с Сашей Стрельцовым пойдем осматривать вход.
 
     13 июля 1989г, четверг

      После завтрака идем с Саней в Перовскую, взяв единственную лопату. По дороге делаем ступени в снежнике на тропе. трещина в воронке выводит прямо в основную галерею, так что мы тратим 2 часа лишь на вырубание ступеней в снегу. Забираем из хранилища пару баков PZA - пойдут под воду и продукты, а также 3 лопаты. Подходят ребята. Они пойдут с навеской до -500 м. Для первого выхода - немало. Отщелкиваю полпленки слайдов на красно-желто-оранжевых "попугайчиков" с красивыми петцелевскими "кулями".
      Возвращаемся вместе с Сашей и Томом в лагерь. Здесь кипит работа. Рейснер с Ильей и Ритой разбирают продукты, Миша Дякин с толпой помощников натягивают тент над столовой - мы специально завезли гору полиэтилена и длинные трубки для каркаса. Сажусь разбираться с баллонами - замеры давления, установка немногочисленных заглушек. Бельгийцы еще утром открыли свой "волшебный" ящик, из которого было выдано некоторое количество разноцветного репшнура для стремян. Экономичные Миша и Леха, поимев шнурки, и не подумали привязывать к ним самохваты - зачем же пачкать такую красоту?
      Вскоре появляется Пьер - неужели что-то случилось? Оказывается, что на крючьях "хилти", свинченных нашими коллегами из "Сокольников", отсутствуют гайки! Илья, которому Коледов вернул ушки от польских "спитов", и не подумал об этих гайках. Долбить рядом новые крючья вроде бы глупо, а где взять гайки - тоже неясно. Лишь Светик Дякин сохраняет свежесть ума, предлагая воспользоваться самими "спитами", наворачивая их на торчащие из стен болты "хилти". Набрав пакет со "спитами", Пьер удаляется. Мы продолжаем работу. Закончив перебор редукторов, легочников и бугелей, переключаюсь на ремонт комбинезона и гермомешка. С помощью американского клея для неопрена и резины этот процесс ускоряется. Попутно выясняется, что взятая мною у Аллы Шитовой беседка мала, а другой нет. Пробую различные варианты ее надевания, но все они нежелательны. Быстро темнеет.
      Ужинаем уже под тентом, на импровизированном столе и стульях из камней. Ночью сквозь сон слышу голоса вернувшихся из пещеры ребят. Машинальный взгляд на часы - 2.15.

       14 июля 1989г, пятница
      Сегодня наша очередь "акклиматизироваться". Это слово не очень подходит для спуска с навеской от -500 до -600 м , транспортировкой груза и выходом без ночевки. К тому же сожженная кожа при всех движениях болит. Нахожу себе беседку - ее дает Степан и подтяжку для кроля - из разноцветной стропы, выданной Томасом. Мы с ним идем первыми, транспортируя по мешку, а за нами следует четверка наших бойцов - Илья с Витей Рейснером и Дякин с Сашей Стрельцовым. Собравшись, выходим. Переодевшись у пещеры, спускаемся под свод. У меня мешок с навеской. Под толстым слоем прозрачного льда пульсирует вода. Упав на колени, после перестежки проскакиваю вниз. Томас ждет меня у маленького ручейка, заправляя карбидку. Мы быстро проскакиваем вниз, задерживаясь только на -150 м, где оставляем под тентом карбид и переделываем навеску на уступе перед "очком", где 2 года назад упал Андрюша Кривошеин. Перестежки даются мне с трудом - шант привязан на слишком длинной лонже и снимать его приходится с напряжением. На дне "сотки", куда я с трудом добираюсь - тело стонет от ремней беседки, стоит шатер - полиэтилен на пластиковых трубках. Следующие испытания - на 66-метровом колодце. Почти на дне лежит веревка с тросом - ребята обрезали их и сбросили вниз. Отвинчиваю от сблокированной навески ушко польского крюка. Томас уже под уступчиком. Следующая веревка не доделана - на полке лежат мешки, принесенные четверкой вчера. Неужели ребята перекусывали здесь, не спускаясь к воде? Перетаскиваем все мешки к обычному месту перекуса и ставим суп на примусе. Через 10 минут он готов. Ложек нет и я мастерю их из суповых фольгированных пакетиков. Когда мы кончаем трапезу, появляются Миша и Саша. Мы с Томасом отправляемся на навеску. С трудом находим крючья к поляков. Они , к счастью, здесь перешли на "спиты" - кончился заряд аккумуляторов у дрели. Дорожка "спитов" уходит вверх, откуда должен идти троллей. Томас опускается первым, которым пытаясь на стенах крючья, но в брызгах водопадах сделать это практически безнадежно. Он надолго зависает посередине этого 45-тиметрового отвеса. От купания под мощным водопадом спасает лишь старый тросовый троллей, к которому Томас цепляется карабином. Следую за ним, по дороге также цепляясь к тросу. Томас подтягивает меня поближе. После меандра мы навешиваем 18-тиметрвый колодец, с трудом обнаружив "спит" в своде. Еще три навески и мы в лагере -600. У нас "на хвосте" Миша с Сашей. Вскоре появляются и Илья с Витей. Наводим в лагере элементарный порядок, сбрасывая под водопад груды окаменевшего карбида и сгнившие продукты. Но пора и наверх. Миша с Сашей уходят первыми. Я следую за Томасом. После эмоционального подъема под душем (несмотря на тросовую оттяжку) в К-45 застаю на перекусе всю ушедшую передо мной троицу. Миша просит уступит очередь и уходит вслед за Томом. Мы с Сашей истребляем запасы продуктов, поджидая Илью и Витю. Прошло уже полтора часа ожидания, их все нет. Спускаться вниз нет ни малейшего желания. Но и ждать дальше не можем - и так предстоит ночной подъем. С чувством легкого смятения начинаем подъем. Прежней прыти нет - сказывается ночная усталость. Хорошо, хоть возвращаемся пустыми. На "сотке" полчаса дожидаюсь Сашу. Расстаемся мы уже на входном колодце. На поверхности еще темно, но светает прямо на глазах. В лагерь возвращаюсь уже при рассветном освещении. Умывшись и поев, пытаюсь дождаться Илью и Витю. На сердце неспокойно - вдруг что-то случилось. Не дождавшись, сваливаюсь спать. Время - около 6 часов.

     15 июля 1989г, суббота
      В 7 утра меня будит Миша Дякин. Они вышли намного раньше и успели выспаться. Его также беспокоит отсутствие наших друзей -контрольный срок уже на час нарушен. Постепенно прихожу в себя, наполняясь тревогой. Будим Жака и Пьера, которые должны с утра идти в пещеру на продолжение навески. Они встают и начинают собираться, проявляя больше озабоченности, чем Миша Харитонов и Степан, образующие вторую двойку. Наконец, к 10 часам готов бивак на двойку на -600 м, продукты, навеска. В 10 четверка уже уходит из лагеря, когда на горизонте появляются фигуры Вити и Илюши. Вид у них далеко не боевой. Выясняем, что Витя, объевшись бастурмы в пункте перекуса на -500 м, начал страдать желудочными болями и резко замедлил темп движения. Мы не дождались их на -500 буквально 20-30 минут - оставленный кофе был еще теплым. Напряжение спадает и группа навески, пользуясь замешательством, уходит, взяв всего по одному мешку. Миша с Лехой, установив для ребят палатку и перекусив, за 4 часа поднялись наверх. Жак с Пьером продолжили навеску, закончив ее через 2 навески после "Мармитки" - чуть-чуть не дойдя до "Каньона". Мы целый день то отсыпаемся, то готовим груз для транспортировки - это, в основном, баллоны.

     16 июля 1989г, воскресенье
      Сегодня мы идем с Томасом улучшать навеску, а точнее перебивать те крючья "хилти", что привинчены спитами, на сами спиты. С утра, как всегда, идет раскачка. Выходим в 1300. Я взял 2 баллона без мешков, которые звенят словно колокола. Томас уходит вперед, я же, манипулируя репшнурами, издаю глубокие мелодичные звуки. Галерея, ледник, узости, колодец. Меандр с двумя баллонами проходится труднее. Правда, по наклонным плитам "голые" баллоны перекатываются и проскальзывают быстрее. Томас пропускает меня вперед. Баллоны я оттаскиваю к верху К-66. Дожидаюсь Тома под тентом, как и договаривались. Он спускается, опоясанный грузовым поясом с шестью грузами. Седьмой груз Том уронил под К-53. Перекусив и собрав мусор предыдущих экспедиций в полиэтиленовый пакет, начинаем подъем. Пустыми продвигаемся довольно быстро. На поверхность выходим относительно рано, в 2000 еще светло. На подходе к лагерю встречаю Сергея из Усть-Каменогорска. Они приехали на "нашей" Татре. Ни бельгийцев, ни наших ребят и женщин не было в условленное время у Ардаша. Что случилось, ведь самолет должен был приземлиться в 1130, а ребята прождали до 1500. Теряюсь в догадках. Ребята сообщают также, что поезда после Адлера не ходят - забастовка в Абхазии. По этой причине не доехали до Гантиади и "школьники" Падалко. Рейснер, ходивший встречать свою жену с сыном, расстроен вдвойне - ему пришлось нести усть-каменогорские мешки.

     17 июля 1989г, понедельник
      Жак с Пьером все еще не появились на поверхности. Но у них сложная задача - по большой воде навесить от -600 м до сифона. Чтобы экспедиционная "машина" не останавливалась, сегодня под землю уходят еще четверо - Миша с Сашей и Илья с Витей. Первая двойка тащит 2 мешка до -400 м, а вторая - 4 мешка до -400 м, подбирая там еще по транспортнику. Все эти "кули" надо дотащить до конца навески, предположительно - до сифона. На обратном пути они переночуют в ПБЛ-600, куда уходят наши с Ильей спальники. Я не завидую ребятам - в этих тоненьких мешочках они "врежут дуба". Вслед за ними уходят до -400 м несколько усть-каменогорцев и Даля Янушаускайте из Вильнюса, приехавшие вчера. Мы с Томасом уходим на небольшую поверхностную экспедицию по плато. Обнаружили свободным от снега лишь вход в п. Белая Лошадь. К вечеру лагерь наполняется голосами. В пелене тумана с небольшим дождиком появляются "пропавшие" 6 бельгийцев, а также две Татьяны и Коля Масленников. Замыкает шествие сын Рейснера. Вид у ребят в намокших "фирменных" майках "Кавказ-89" неважный. Мы с Лехой и Мишей Харитоновым одеваемся и уходим за оставшимся грузом. Он сложен на последнем подъеме дороги рядом с грузом "Сокольников". Загрузившись, поднимаемся. Близ лагеря встречаем всех бельгийцев, вышедших на помощь. Объясняю, что груза осталось на одного-двоих. В 6 вечера поднялись Жак с Пьером - они остановились на притоке -830 м, оставшись без карбида. Значит и наши ребята дотащат мешки лишь до притока. Кто же будет перетаскивать их дальше? Обсуждаем эту проблему с Патриком. Он предлагает послать позже туда четверку "бойцов" - специально для перетаскивания. Пока нет дождя, начинаем паковать мешки с продуктами за сифон - завтра в пещеру пойдут вновь прибывшие для акклиматизации, если считать ею спуск с мешками до -830м. Патрик собирает мешки со страшной скоростью. Так как спальник мой в пещере, ночую спальнике Саши, в палатке Ильи.

       18 июля 1989г, вторник
      С утра, пока готовится завтрак, мы с Патриком доупаковываем обычные мешки и "шерпы" уходящим тройкам. Лешу Арчакова с Беном (Дидье Пироном) и Филом (Филиппом Драббом). Через час вдогонку "выпинываем" вторую тройку - Мишу Харитонова с Христианом Оггом и маленьким Жераром Декомпом. Выпроводив транспортную группу, готовимся к фото-акклиматизационному выходу вместе м Патриком и Жозефом до -400 м. Дожидаемся обеда и выходим. Так как Леха ушел в пещеру, я вновь остался без беседки. Приходится "раздеть" худого Пьера, чья беседка на меня с трудом налезает. Свои камеру, вспышку и синхровспышку упаковываю в бочку Жозефа, мы с Патриком берем еще по мешку для транспортировки. Первые кадры - на входной галерее. На леднике Патрик отстегивает первый карабин на навеске - сказывается дефицит снаряжения. Правда, это "усовершенствование" затрудняет спуск (а на подъеме многие изматерились, преодолевая крутую ледовую стену). Я не успеваю убрать вспышку и несу мешок, спрятав вспышку за пазухой. Патрик быстро перестегивается на колодце и лихо уходит вниз. Успеваю крикнуть ему, чтобы он притормозил Жозефа с фотомешком. Патрик быстро исчезает внизу, я же застреваю на последней перестежке, судорожно пытаясь выстегнуться из карабина. Наконец понимаю, что меня держит мешок, обвившийся трансрепом вокруг веревки. Распутавшись, скольжу вниз.
      Быстро передвигаемся по галерее, делаем короткую фотоостановку на развилке перед К-7, где ручей уходит водопадом в сторону. За колодцем с "очком" мы с Патриком наращиваем скорость и Жозеф догоняет нас уже на дне К-107м. На дне колодца с щелью лежат мешки, брошенные усть-каменогорцами. Подбираем 2 баллона, доносим их до верха К-66м. Перетряхнув карбид (показываю Патрику и Жозефу, как сделать это при помощи куска полиэтилена) и подкрепившись fast food, начинаем подъем. Патрик "убегает" первым, я иду вторым, Жозеф замыкает "шествие". О фото уже нет и речи. Вешаю на себя мешок с камерами и вспышками. Он не очень тяжелый, но затрудняет подъем. Скорость резко падает на горизонталях. Мы все растянулись так, что поднимаемся самостоятельно. Попотев на К-53, окончательно свирепею на леднике., где Патрик "усовершенствовал" навеску. Уже темно. Спотыкаясь на тропе, пересекающей снежники, бреду в лагерь. Так как моего спальника нет, заимствую у Риты Стрельцовой спальник Сани. Мы ночуем с Татьяной в Палатке Дякина, которую оккупировали Степан, Илья и Рейснер.

     19 июля 1989г, среда
      Продолжение заброски и навески. Поход с Патриком и Христианом по плато, подъем к п. Часовая (не нашли), возвращение в лагерь с шампиньоном.

     20 июля 1989г, четверг
      Продолжение навески (Илья и почти вся бельгийская группа). Подготовка к выходу.

     21 июля 1989г, пятница
      Последние сборы. Спуск с одним мешком, встреча с Ильей на -600 м, падение в "Мармитке", продолжение транспортировки с -850 до лагеря. Яшкин переносит все через водопад, навеска гамаков. Ночные падения.

     22 июля 1989г, суббота
      Появление Христиана и Жерара. Они помогают перенести груз к полусифону. Фото - и ребята исчезают. Мы с Яшкиным долго раскачиваемся и приходим, когда Том и Патрик уже готовы погружаться. Утапливание мешков. Сборка аппаратов. Попытки протащить мешки через сифон. Патрик находит гамак в сифоне. Моя первая попытка - легочники барахлят. Возвращение, новая попытка с Томом. Том не доходит. Патрик теряет рукавицу. Мы с Яшкиным ныряем еще по разу. Легкая паника среди бельгийцев. Возвращение в лагерь. Тяжелая ночь - падения, пожар, Яшкин раскидывает сапоги.

     23 июля 1989г, воскресенье
      Ранний подъем Патрика и Тома. Сапог Яшкина найден. Помощь Пьера и Жака в выемке. Перепаковка продуктов. Прощание. Неторопливые сборы. Яшкин обнаруживает отсутствие ласт и бежит к мешкам у колодца. Я сплю на карематах. Последнее погружение в С1. Мы у горы баллонов и мешков. Трехкратная переноска. Мы в мыле. Мешок с продуктами и бидон с фото протекли. Оставляем часть еды и фото у С2. Мы устали, а впереди еще много работы. Импровизированный бивак у С2. Первая ночевка без падений и пожаров.

     24 июля 1989г, понедельник
     Завтрак на примусе. Упаковка и борьба за плавучесть. Наконец-то готовы. Ухожу первым в чистую воду. Один легочник (редуктор) барахлит. Сифон оказывается огромным. Ожидание Яшкина. Тревога. Возвращение в пузырь. Ходовой конец оборван. Возвращение с катушкой. Яшкин ждет. Новое погружение. Мы за С2. Гамаки, еда, сон. Горелки не горят.

     25 июля 1989г, вторник
      Первый рабочий день. Лиофимцованный завтрак. Иду делать навеску SRT. Крючья бьются с трудом. Несем грузовые пояса и еще по мешку. Спиты приходится экономить. Веревка быстро кончается. Даже на К-60 ее не хватает. "Большой Каскад" проходим на старых крючьях и веревке. Спускаемся к грифону. Забиваю последний крюк. Перекуса почти нет. Подъем наверх. Ужин в лагере. Сон с пожаром.

     26 июля 1989г, среда
      Второй спуск к сифону. Тащим почти все, предавая мешки на уступах. Отдых у грифона. Перекус. Сборка аппаратов. Застревание в меандре при переноске трехбаллонника. Повторный "поднос". С3 проходим в связке. Через 60 м мы в С4. Разматываю катушку. Глубина 15 м. Через 110 м - стенка. Пытаемся вернуться по потолку. Катушки клинит. Возвращаемся. Между С3 и С4 поднимаюсь в распоре к фоссильному ходу. Там сифон. Перебираемся к нему, вымазавшись в глине. Ныряю до -15 м. Попытка подняться - безуспешно. Возвращаемся. Нож Войдакова в С3. Перекус у грифона, разбор аппаратов, упаковка. Подъем груза. За 2 колодца до К-60 Яшкин бастует. Возвращаемся налегке. Мы работали почти 30 часов.

     27 июля 1989г, четверг
      Отсыпаемся почти сутки.

     28 июля 1989г, пятница
      Подъем, завтрак. Я беру советскую веревку, и иду в левую ветвь. Здесь кроме меня никто не был. Первый, второй колодцы. Третий приводит прямо к пикету - мы на обходной галерее к К-60. Спускаемся к вещам. Два снимка и вспышка "садится". Начинаем работать. Первые три отвеса "пашет" Витя, наверху К-60 я работаю противовесом. Идем через новую ветвь, собирая всю грязь. Отмыться невозможно. Решаем не надрываться и ложимся спать. Надо еще снять навеску со старой части. Иду, взяв фото. Веревка снята. 4 утра, полусонные фото. Вспышка падает в воду.

     29 июля 1989г, суббота
      Завтрак (спал всего 3 часа). Упаковка, плавучесть. Возвращаемся в мутной воде через сплошные узости. Яшкин перегрузился. У меня отвязывается мешок и уходит якобы вниз. Погружаюсь до перегиба. За сифоном теряю маску Вити, но быстро ее нахожу. Наедаемся мяса и сухарей. Тяжелая переноска с одним фотопроходом. В 2330 - телефонная связь с лагерем - провод оборван у ходового конца.


 

о клубе | новости | экспедиции | пещеры | библиотека | ссылки | форум | фотогалерея | снаряжение | промышленный альпинизм | спелеошкола | screen savers & wallpapers

Спелео снаряжение (Speleo equipment)
Спелео школа
Спелео школа



© 2000-10
Perovo
Caving Club